Написать Администрации

 


 

Маркировка евросоюза CE на товарах - не путайте с китайской маркировкой!!!

 

ВНИИМАНИЕ!Внимание! Обновление!

Сайт защиты прав потребителей, открытая книга жалоб и черный список составляемый потребителями. Закон о защите прав потребителей, информацию и жалобы для Российской Федерации ищем и размещаем здесь Глас Народа Россия >>>> перейти на сайт

Внимание! Если нужен результат, совет - консультация юриста или адвоката - зарегистрируйтесь
и разместите новый материал в соответствующем разделе.
Не пишите свои отзывы и жалобы в комментариях к другим материалам.

 

Главная

Позитивы для СБУ

Автор: Omg
Направления позитивного развития СБУ

«Іди туди, де люди творять світло
І ставлять хрест на темне і старе».
(Василь Симоненко)

Несколько позитивных ориентиров для СБУ.

Служба безопасности Украины безусловно должна расти, развиваться и совершенствоваться, стремиться идти вперед и вверх на основе проверенных законов мироздания, в т.ч. закона единства и борьбы противоположностей, закона отрицания отрицания, а также закона сохранения энергии (конечно же, в общефилософском плане). Только поступательное и целеустремленное движение к лучшему на основе уже имеющегося опыта и новых разработок позволит спецслужбе подняться на более высокую ступень развития. Но, все будет зависеть от политической воли высшего руководства державы, от желания руководителей СБУ проводить позитивные реформы, от правильно выбранных направлений движения и ошибки здесь непростительны.
Однако достичь этого будет невозможно без соблюдения ряда основных условий, требований и правил. Тезисно очертим главные из них.
-- Ломать, не строить! Это хорошо получалось даже у древних варваров. Ну, а чем все это закончилось для древней Римской империи известно и школьникам. Поэтому, любые реформы в спецслужбе должны готовиться и проводиться исключительно наиболее опытнейшими специалистами, а не кабинетными чиновниками-псевдопрофессионалами. «Кабинетные реформы» неприемлемы для спецслужб, опасны для общества, ущербны для отдельно взятого человека и затратны для всего государства.
Служба безопасности должна иметь:
-- Законодательно очерченные общие направления, ближайшие и перспективные цели, а также конкретные задачи своей деятельности, отвечающие потребностям государства, общества и всех граждан Украины;
-- Конкретные структуры, имеющие на вооружении необходимые средства, формы и методы их достижения и реализации;
Решение стоящих перед СБУ задач и достижение очерченных целей должно осуществляться не просто на плановой основе, а в соответствии с научно обоснованными и проверенными на практике текущими, краткосрочными и долгосрочными программами. Только работа на перспективу, а не на сиюминутную выгоду принесет долгожданные плоды, позволит спецслужбе постоянно функционировать как высокоточный часовой механизм, а не одно-двухтактный двигатель внутреннего сгорания XIX столетия, постоянно чихающий и глохнущий, давно уже отживший свой срок и работающий к тому же на разбавленном водой бензине.
Служба безопасности Украины должна восстановить ранее существовавшую или создать качественно новую целостную и эффективно действующую систему своевременного прогнозирования, выявления на самых ранних стадиях и противодействия внутренним и внешним угрозам.
В масштабах же государства необходимо создать качественный механизм тесного и результативного взаимодействия между всеми украинскими спецслужбами, правоохранительными органами, другими силовыми структурами и государственными учреждениями. Механизм, призванный реально обеспечить внутреннюю и внешнюю, общественную и государственную безопасность.
-- Принципы деятельности Службы безопасности Украины, такие как научный подход, системность, плановость, законность и другие, зафиксированные в Законах «Об СБУ», «О контрразведывательной деятельности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об основах национальной безопасности Украины» и т.д., не должны оставаться пустым звуком. Их необходимо целеустремленно, последовательно, постоянно и жестко внедрять в повседневную практику. А для этого их необходимо рассматривать как специальные критерии оценки труда всего личного состава СБУ, начиная от оперативного работника, и до Председателя Службы включительно.
-- Ясно и четко выписанные во внутренних нормативно-правовых актах СБУ критерии оценки труда как отдельных сотрудников, так и целых оперативных и неоперативных подразделений спецслужбы.
-- Раз и навсегда отказаться от ущербного принципа обезличивания конкретных результатов работы, служебных успехов и профессиональных достижений конкретных же сотрудников.
-- Самое серьезное внимание должно уделяться мотивации труда личного состава. В сегодняшнем мире одного патриотизма маловато. Уровень денежного вознаграждения за нелегкий и опасный труд должен быть достойным и отвечать мировым критериям и стандартам. И не зависеть от инфляции, от политической нестабильности и экономических спадов.
Кроме того, зарплата контрразведчиков обязательно должна индексироваться. Как и у всех остальных граждан Украины. В противном случае, даже после редких увеличений ее окончательно съедает инфляция уже через несколько месяцев.
Люди, решившие посвятить себя служению Отечеству, не должны на службе думать о том, на какие средства, кроме государственных, они должны существовать. Их не должны беспокоить вопросы: как дожить до следующей зарплаты, как прокормить семью, на какие деньги обуть и одеть детей, как приобрести жилье, где достать средства на оплату квартиры и коммунальных услуг, и т.д. и т.п. У них ни в коем разе не должны появляться мысли о «левом» заработке и, тем более, о работе на криминал!
Кроме того, сотрудники спецслужбы должны быть уверены, что, когда срок их службы народу и отечеству подойдет к концу, их ждет не полунищенское существование, а спокойная и обеспеченная старость. Для начала было бы целесообразным ликвидировать унизительную разницу в пенсионном обеспечении военнослужащих и государственных служащих.
Весь их мыслительный процесс на службе должна занимать только одна проблема: «Как обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность государства?» И все!
-- Нельзя забывать, что голодный и нищий «человек с ружьем» опасен для государства и общества, которых он и призван защищать. В конце концов, не дождавшись помощи от этого самого государства, военный человек обязательно найдет применение своей силе и имеющемуся оружию, своим знаниям, навыкам и опыту, своей реальной власти, предоставленной ему законом, и самостоятельно начнет «добывать» средства, необходимые для обеспечения своего приемлемого существования. И это будут далеко не законные средства и методы «уталения голода»!
-- Законодатель должен обеспечить также реальную правовую, финансово-материальную и социально-бытовую независимость СБУ от постоянно меняющейся политической и властной конъюнктуры. Раз и навсегда!
-- «Эффективная спецслужба дешевой быть не может!» Поэтому, необходимы законодательно оформленные гарантии государства, направленные на достаточное материально-финансовое обеспечение результативной служебной деятельности СБУ, своевременное и качественное решение социальных и бытовых проблем спецслужбы и ее аппарата. Причем на таком высоком уровне, чтобы все это вместе взятое способствовало бы притоку и закреплению перспективных, талантливых и высокопрофессиональных кадров, обеспечивало бы высокую мотивацию высококачественного труда. И, конечно же, обеспечивало бы эффективную и качественную борьбу с преступлениями, отнесенными к компетенции СБУ.
-- Жилищная проблема. На данном историческом этапе государство должно обеспечить уверенность у сотрудников СБУ в разрешении их жилищных вопросов. В разделе Закона «Об СБУ» под названием «Социальная и правовая защита…» должны быть зафиксированы гарантии государства на обеспечение жильем сотрудников спецслужбы за счет гибкого (в зависимости от сроков службы), но обязательно льготного кредитования с многолетней рассрочкой платежей и под самые минимальные проценты. Кредитования для приобретения уже готового жилья либо для его строительства. С учетом рыночных цен на квартиры/коттеджи в г.Киеве, в Крыму и в других регионах Украины. Должны быть определены также конкретные источники финансирования и структуры, его обеспечивающие. (Целесообразно было бы ознакомиться с практикой решения указанной проблемы в других постсоветских республиках, например, в Беларуси, и на Западе).
С другой стороны, это позволило бы кардинально, до самого минимума сократить хозяйственные подразделения. За их ненадобностью. А финансовые и материальные ресурсы переориентировать на нужды оперативного состава и обеспечение оперативно-розыскной деятельности.
-- При необходимости можно было бы расширить круг полномочий спецслужбы при одновременном ужесточении ответственности за ее деятельность и бездеятельность.
-- Отказ от всего негативного, что было привнесено в СБУ за прошедшие годы.
-- Обеспечить преемственность поколений, знания и опыта как главнейшего условия обеспечения профессионализма кадрового состава и эффективности спецслужбы. А для этого в оперативно-розыскной деятельности спецслужбы должна присутствовать и рациональная доля здорового, прагматичного, но не чуждого новым веяниям консерватизма.
-- В кадровой работе строго придерживаться аксиомы: «Каждая специальная служба хороша настолько, насколько хороши ее сотрудники».
-- Не просто совершенствование, а самая настоящая ломка кадровой работы. Отказ от давно устаревших стереотипов и негативных стандартов, изживших себя подходов, не отвечающих духу времени принципов, иррациональных форм и ущербных методов на всех этапах кадрового процесса: подбор, проверка, изучение, обучение, повышение квалификации, расстановка, ротация и т.д., которые УРЛС СБУ взяло на вооружение в девяностых годах ХХ века и использовало в начале XXI века.
-- Отработать новые методы и методологию, тактику и стратегию кадровой политики. При этом, было бы целесообразным восстановить и широко применять на практике положительный опыт прошлых лет, в т.ч. и позитивный опыт кадровой работы советского периода, а также в полной мере воспользоваться современными мировыми достижениями в сфере менеджмента персонала, включая и те, что применяются в иностранных спецслужбах и правоохранительных органах.
-- Перестройка или совершенствование кадровой деятельности является стратегически важной проблемой и жизненно необходимым вопросом для Службы безопасности. Нормой закона для УРЛС СБУ должен стать постулат: пусть будет ощущаться дефицит кадров, но это будут достойные кадры и настоящие профессионалы.
Необходимо срочно изменить сложившуюся крайне негативную ситуацию, т.к. сегодняшняя спецслужба фактически превратилась в проходной двор для всех «желающих».
-- Требуется ужесточить оперативную проверку кандидатов на работу и поднять на порядок требования к их профессиональным, моральным, нравственным и другим личностным качествам.
Безусловный приоритет должен отдаваться тем лицам, которые (при учете других требований) идут в спецслужбу именно по призванию, хотят, могут и стремятся приложить свои знания и умения в оперативно-розыскной деятельности и следственной работе.
При необходимости можно осуществлять целевой подбор и набор кадров с определенным видом образования и конкретными специальностями. Но, при соблюдении обязательного условия – с последующей качественной спецподготовкой.
-- Безусловно, должны быть изменены критерии психологического отбора кандидатов на работу. Спецслужбе не нужны простые исполнители чужой воли, ей категорически противопоказаны люди с рабской и раболепствующей психологией, ей требуются профессиональные бойцы экстра-класса! Только так и никак иначе!
-- Должны кардинально измениться и подходы к формированию служебного аппарата собственно УРЛС СБУ. Приоритет, особенно при замещении руководящих должностей, должен отдаваться сотрудникам, уже имеющим положительный опыт оперативной работы и достигшим на этом поприще ощутимых результатов. Речь идет и о тех, кто по тем или иным причинам, в т.ч. и по состоянию здоровья не может продолжать заниматься оперативно-розыскной деятельностью.
Таким профессионалам известны реальные потребности структурных подразделений СБУ, они являются носителями необходимых позитивных умений и знаний, имеют очень значительный и неоценимый опыт работы с людьми.
Обеспечить обязательную специальную подготовку и переподготовку рядового и руководящего состава УРЛС, в т.ч. по таким дисциплинам, как теоретическая и практическая психология, менеджмент персонала, основы оперативной деятельности, действующее законодательство Украины, а также обязательное изучение спецкурса: «Конституционные права, свободы и законные интересы человека и гражданина».
-- Изжить из практики такой очень популярный у бюрократов и горячо любимый медиократами, но крайне негативный и нерациональный принцип кадровой работы, как: «Незаменимых людей нет!» Еще как есть! Чтобы среднестатистический человек даже со специальным образованием смог более или менее свободно ориентироваться в сфере государственной безопасности, необходимо не менее трех лет. А чтобы он мог достаточно качественно и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности самостоятельно, нужно уже не менее пяти лет. И далее по возрастающей. Нельзя забывать и сопутствующий этому затратный материально-финансовый фактор. И все это без учета реальных гениев и настоящих талантов розыскного процесса.
Для усиления своей позиции приведу слова двух «зубров» советских спецслужб, действительного члена Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка доктора юридических наук Шаваева А.Г. и профессора Лекарева С.В.
«Тот, кто заявляет о том, что незаменимых специалистов в разведке и контрразведке не бывает, либо дилетант, либо скрытый недоброжелатель, сознательно играющий на стороне противника. Спецслужбы сильны не массовостью, а единицами – «золотым фондом» как среди оперативного и руководящего состава, так и среди агентуры. Звезд много быть не может, но светят-то именно они, они востребованы всегда, может быть, в какой-то период и не персонифицировано на определенной должности, но их мысли, концепция работы, идеи, аналитика, нетрадиционные подходы – всегда».
-- Следовательно, необходимо вернуть на работу в СБУ (в т.ч. и в Академию СБУ) хотя бы малую толику настоящих профессионалов и энтузиастов своего дела из числа кадровых разведчиков/контрразведчиков старшего поколения, не запятнавших себя связями с криминалом и другими антисоциальными элементами, не утратившими своих профессиональных навыков и пока еще желающих применить свой личный опыт и обширные знания на практике. Независимо от возраста и состояния здоровья. А для этого надо создать определенные условия, заинтересовать их морально и материально.
-- Поступательное расширение рамок интенсификации и рационализации оперативно-розыскной деятельности и следственной работы. А для этого необходимы способные, перспективные, талантливые, высокообразованные, профессионально подготовленные, опытные, инициативные сотрудники, являющиеся носителями высоких моральных, нравственных и иных позитивных духовных ценностей.
-- Широкое применение в контрразведывательной деятельности современных достижений научно-технического прогресса.
Внедрение в практику не противоречащих закону нестандартных, нетрадиционных, научных и творческих подходов, форм и методов работы.
-- Необходимо внедрить в повседневную жизнедеятельность спецслужбы такую практику, при которой второстепенной, вспомогательной, технической работой должен заниматься вспомогательный персонал (простые служащие), а не офицерский состав и ответственные чиновники, которые непосредственно организуют оперативно-розыскную/следственную деятельность, непосредственно занимаются агентурно-оперативной и оперативно-технической работой. Они по максимуму должны быть избавлены от любой непродуктивной работы. Это позволит кардинально повысить эффективность и результативность контрразведывательной деятельности, значительно интенсифицировать ее.
-- Форма в деятельности СБУ ни в коем случае не должна подменять ее содержание, что в полной мере относится и непосредственно к самому процессу реформирования спецслужбы. А содержание должно строго соответствовать «протоколу»: это – неукоснительное соблюдение законности, уважение и защита конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, общества и государства.
-- Необходимо провести структурную реорганизацию Службы безопасности Украины и направить деятельность спецслужбы в ногу со временем. При этом должны быть соблюдены несколько важных требований:
-- Реорганизация должна базироваться на трезвом подходе и требует научно-прикладного обоснования;
-- Должны быть соблюдены такие критерии, как оптимизация штатного расписания и структурного строительства;
-- Необходимо избавится от затратного балласта в виде ныне не приносящих никакой пользы подразделений, особенно административно-хозяйственных;
-- Ликвидировать необоснованный параллелизм в деятельности отдельных подразделений и целых структур СБУ;
-- У Департамента защиты национальной государственности и борьбы с терроризмом СБУ должны быть изъяты функции, свойственные классической тайной политической полиции, основная цель деятельности которой – борьба с инакомыслием.
Должно быть ликвидировано. по крайней мере в сегодняшнем его виде, Управление по защите конституционного строя СБУ – современная разновидность тайной политической полиции, правопреемник бывшего 5 Управления КГБ, анахронизм 21 столетия, фактически занимающееся «политическим сыском» внутри государства. Те же его функции, которые пока еще имеют определенное значение в жизни государства и общества, не противоречат закону и морали, передать в другие контрразведывательные подразделения;
-- Вначале в рамках СБУ, а затем и в масштабах государства создать высококачественную, эффективно действующую, многоуровневую информационную систему, призванную обеспечивать оперативно-розыскной и следственный процесс, всю контрразведывательную и правоохранительную деятельность Службы безопасности Украины. С качественной системой защиты от несанкционированного проникновения и многоуровневыми допусками до ее баз данных;
-- В жизнедеятельности спецслужбы должны быть приоритетными также такие важные аспекты, как: адекватность и эффективность применяемых против имеющихся и прогнозируемых угроз специальных средств и методов, достойное вознаграждение за далеко не легкий и достаточно опасный труд, отвечающая современным требованиям кадровая политика, достаточное для решения социально-бытовых вопросов и служебных задач материально-техническое и финансовое обеспечение, минимум бюрократии, максимум результативности и практической пользы на основе законности, здравого смысла и разумного подхода к обеспечению государственной безопасности.
-- Политика и идеология в спецслужбе должны присутствовать только в одном виде – исключительно в их отсутствии.
В разведывательных и контрразведывательных службах, а также в правоохранительных органах и других силовых структурах может существовать одна единственная корпоративная идеология, это – строгое соблюдение законности, высокий профессионализм и любовь к своему делу, честность и порядочность, высокоморальность и высоконравственность, неиспорченный псевдоидеологическими штампами, а также политическими догмами, иллюзиями и прочим политмусором патриотизм ( ), отсутствие заангажированности в любых ее формах и проявлениях, уважение и защита конституционных прав, свобод и законных интересов отдельного человека, общества и государства.
-- Смыслом жизни сотрудников правоохранительных органов и спецслужб должно быть служение людям, закону и государству. Именно такая последовательность, сначала людям и только потом уже государству, согласовывая свои действия с требованиями закона, совести и человеческой морали. Обратная последовательность, и это – исторический факт, уводит от демократии и приводит к тоталитаризму с последующим крушением режима и государства.
-- Оперативно-розыскная деятельность и следственная работа должны строиться с учетом тесной взаимосвязи и взаимопронизанности права и справедливости, закона, совести и морали, профессионализма и ответственности за свои действия.
-- Обеспечение внутри самой спецслужбы моральных стимулов и экономической основы для эффективной деятельности как отдельных сотрудников, так и целых подразделений СБУ, а также заинтересованности в стабильном повышении результативности оперативного и следственного процесса.
-- Известно, что эффективность работы личного состава во многом определяется тем, насколько цели каждого отдельно взятого сотрудника адекватны целям самой спецслужбы. Поэтому, необходимо сделать все возможное для достижения такого соответствия.
-- Однозначный и категорический отказ от крайне негативных и неприемлемых для спецслужбы чисто «производственных» принципов и критериев оценки труда оперработника, когда количество превалирует над качеством. Это приводит к неоправданному отвлечению сил и средств СБУ на «негодные объекты» и повальному очковтирательству.
В противном случае невозможно будет изжить из практики спецслужбы многие негативные явления, описанные ранее в моих заявлениях, а об Украине начнут говорить как о тоталитарном государстве, сравнивая ее с бывшим Советским Союзом. Говорить, в частности, как в том старом анекдоте про КГБ: «Население СССР делится на три категории, это – бывшие агенты КГБ, действующие негласные помощники спецслужбы и кандидаты на вербовку». И это при том, что качество и эффективность работы нынешнего негласного оперативного аппарата СБУ далеко оставляет желать лучшего.
Кроме того, можно дождаться и возвращения той старой, «доброй», кроваво-ущербной практики, когда в спецслужбы и правоохранительные органы «с горы» снова начнут спускаться различные количественные «разнарядки» на «отлов, отстрел и замещение койко-камер». И все это за счет своих собственных соотечественников, которые искусственно, но на «законной» основе будут возводиться в ранг криминальных элементов, шпионов, диссидентов и других врагов народа… А на местах наиболее рьяные исполнители как всегда начнут стахановскими методами «перевыполнять план»…
-- Необходимо изжить из практики деятельности спецслужб нерациональную бессистемность, неоправданную авральность и дешевую показушность, использование их в пожарно-справочных и чьих-то иных разовых узкоклановых интересах. Служба безопасности Украины – это не пожарно-справочная команда, не «служба спасения 911», не тайная организация анархистов-бомбистов или чьих-то лоббистов, это — специальный орган, цель и задачи которого на постоянной основе улавливать и обозначать новые тенденции в оперативной обстановке, выявлять и ликвидировать реальные и потенциальные угрозы, локализовывать их негативные последствия, предотвращать и не допускать совершения преступлений, относящихся к его компетенции.
-- Процесс реформирования Службы безопасности (да и других спецслужб, силовых структур и правоохранительных органов) должен предусматривать обязательное обновление кадровых рядов в виде очищения от ущербного балласта: непрофессионалов, полуспециалистов, всяческих «самозванцев» и просто случайных «попутчиков», коррупционеров, взяточников, продвиженцев политикума, финансово-промышленного капитала и даже организованного криминала, а также иных лиц, «личностей» и «особей», которые скомпрометировали себя непристойным с точки зрения морали поведением и обозначились плохими с позиций закона деяниями.
-- Под корень должны быть ликвидированы сами условия, при которых существует возможность со стороны «делегировать» на оперативные, административно-хозяйственные и руководящие должности всех уровней чьих-то «парашютистов», нечистых на руку людей или носителей криминально-ориентированного мышления.
К уже действующим руководителям и кандидатам на замещение вакантных должностей и ответственных постов должны предъявляться очень жесткие требования. Во-первых, они должны быть настоящими высококвалифицированными специалистами, людьми с высокими позитивными морально-психологическими установками, добившиеся личных профессиональных успехов и значительных достижений в обеспечении государственной безопасности, умеющие одновременно и успешно сочетать в себе и в своей работе следующие качества:
- администратора и руководителя;
- оперативника и следователя;
- ученого-аналитика и психолога-практика;
- прокурора и адвоката.
Они должны также в обязательном порядке иметь высокий уровень интеллекта, реализуемые на практике способности и желание постоянного совершенствования своих профессиональных навыков, расширения своих специальных знаний и общего кругозора, быть носителями таких черт и качеств, которые бы являлись показательным для подражания примером у его подчиненных и всего профессионального окружения.
-- Высшие руководители Службы безопасности, в т.ч. и ее Председатель, должны быть, по крайней мере, на данном этапе исторического развития, исключительно профессионалами. Профессионалами наивысшей квалификации и обязательно выходцами именно из спецслужб, а не из какого-нибудь, например, «казацкого собрания», из районной налоговой администрации, из «полиции нравов» или из чьего-то и кому-то «полезного» окружения. И уж тем более не из числа потенциальных и желанных клиентов СИЗО.
Руководители СБУ должны пользоваться не будь каким авторитетом среди оперативного состава, являться носителями положительных человеческих и профессиональных качеств, располагать существенными личными контрразведывательными достижениями, иметь стойкий иммунитет против «звездной» болезни, массового психоза и стадного рефлекса. Они должны уметь противостоять телефонному и кулуарному праву, инквизиционным настроениям и «махновщине», любому «идеологическому» воздействию извне.
В противном случае он легко станет объектом манипуляций проходимцев, обличенных высшей государственной властью или пасущихся в их августейшем окружении. И уж точно таких руководителей спецслужбы будут постоянно водить за нос недобросовестные и криминально-ориентированные подчиненные.
Руководитель спецслужбы должен быть ее своеобразным генератором. Генератором в интеллектуальном смысле, в концептуально-доктринальном аспекте, в организационно-управленческом плане.
На основе научно-обоснованных критериев должны быть созданы целостная система и действенный механизм подбора, замещения новых начальствующих вакансий и ротации имеющихся руководящих кадров. Причем, возрастной ценз (в ту или другую сторону) не должен являться решающим фактором. Главное – поставить во главу угла личностные и профессиональные качества конкретных кандидатов на замещение должности руководителя.
Необходимо создать действенный механизм, препятствующий проникновению в спецслужбу и уж тем более на ее руководящие должности разнокалиберных и разноцветных «Шариковых», «Бендеров» и «Зваричей», «Чичиковых» и «Паниковских», «Жириновских», «старушек Шапокляк» и других «великих комбинаторов» от политики, бизнеса и криминала.
От этого в полной мере зависит дееспособность спецслужбы и ее неучастие в политических процессах. И многое другое. Полезное для отдельных граждан, всего народа и общества, для государства в целом.
-- Кто-то из наших пращуров сказал: «Единственное, что надо для победы зла, это – бездеятельность хороших людей». Поэтому, одним из основополагающих принципов жизнедеятельности Службы безопасности Украины как внутри самой системы, так и в качестве ответа на угрозы извне, должно стать требование: «Один за всех и все за одного!» В самом лучшем понимании данного правила.
-- Своевременное принятие мер по ликвидации причин и условий для совершения должностных проступков, административных правонарушений и уголовных преступлений в рамках самой спецслужбы.
-- Должны измениться подходы и к вопросам обеспечения внутренней безопасности СБУ.
Во-первых, на первый план должно выйти обеспечение личной безопасности сотрудников спецслужбы, непосредственно занимающихся оперативно-розыскной деятельностью (а не обеспечение безопасности отдельных руководителей, занимающихся противоправной деятельностью, как это практиковалось ранее). В т.ч. и от незаконных деяний своих собственных доморощенных «оборотней» из спецслужбы. От их происков, травли и преследований, доходящих и до прямых покушений на жизнь коллег по СБУ, честно исполняющих свой профессиональный и общественный долг.
Во-вторых, требуется расширить полномочия Управления внутренней безопасности СБУ, необходимых для реализации стоящих перед ним служебных задач.
В-третьих, расширение полномочий должно сопровождаться ужесточением ответственности самих сотрудников УВБ за незаконные деяния и преступную бездеятельность, за необоснованные нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов своих коллег по спецслужбе.
В-четвертых, без ужесточения критериев (профессиональных и морально-психологических) подбора кандидатов на работу в УВБ невозможно будет повысить эффективность работы управления, не смотря ни на какие реформы.
-- Ни в коем случае нельзя бросать своих коллег на произвол в случае какой-либо личной проблемы или беды. Даже отставников нельзя оставлять один на один с превратностями и невзгодами судьбы, в борьбе с преступниками и с «постслужебной» нищетой, и уж тем более в случае клеветы и оговора. Где-где, а уж в этих-то вопросах крайне необходимо блюсти офицерскую честь и корпоративные интересы спецслужбы.
Необходимо помнить: «Нет бывших разведчиков и контрразведчиков! Это – раз и навсегда!» И во всем цивилизованном мире отставники спецслужб были и остаются значительной и высокопрофессиональной оперативной базой, обеспечивающей проведение разведывательной и контрразведывательной деятельности.
Констатируем: старый как мир лозунг: «Кадры решают все!», - как никогда и даже сверхактуален сегодня и для СБУ!

* Национальная академия Службы безопасности Украины.
В последние годы грамотность у нас растет, количество выпускников с дипломами (в т.ч. фальшивыми) о высшем образовании постоянно увеличивается, уровень же реального образования катастрофически падает, а настоящее просвещение так то и совсем деградирует. В сложившихся условиях НА СБУ должна стать исключением из данного правила.
На основе уже имеющегося кадрового потенциала создать качественно новую научно-исследовательскую и профессорско-преподавательскую базу. Приоритет должен отдаваться самым опытным оперативным, следственным, научно-исследовательским и преподавательским кадрам вне зависимости от их возраста и состояния здоровья.
Параллельно должны быть созданы барьеры для плагиаторов, «блатных парашютистов», других бездарностей и всякого рода приспособленцев, которые, не справляясь со своими служебными обязанностями в оперативных подразделениях, с большой охотой оседают на посадочном поле Академии СБУ. Причем, приоритетными «посадочными» должностями у них являются сразу профессорские либо административно-руководящие. Нельзя допустить, чтобы альма-матер Службы безопасности превратилась в кадровый отстойник, массово штампующий дипломированных неучей. Необходимо создать такой механизм подбора кандидатов на учебу и достичь такого уровня подготовки кадров, который изначально препятствовал бы выпуску из академии поголовно дипломированных бакалавров и магистров с мозгами «Покемонов». В противном случае даже у обывателей может появиться возможность говорить о НА СБУ словами Лютера: «Чему учат в высших школах, как не тому, чтобы все были дубинами и олухами?»
Здесь, в Академии в процессе специальной профессиональной подготовки, воспитания и обучения молодого поколения особенно нужны настоящие профессионалы, необходим их опыт и умение добывать истину, нужны их фантазия, полет мысли, научная и оперативная интуиция, аналитический ум, незашоренность фальшивыми догмами, высокий уровень культуры и независимость мышления. Необходим их здравый смысл – важнейшее орудие научного поиска и гарантия истинности.
Качество подготовки, объемы получаемых знаний и умений должны стать действительно академическими, в полной мере отвечать официальному названию и статусу учебного заведения спецслужбы, т.е. Национальной академии СБУ.
Необходимо достичь того уровня научной мысли, образования и спецподготовки, который мог бы конкурировать с соответствующим уровнем научных исследований, преподавания и обучения, например, в Высшей школе бывшего КГБ СССР (ВКШ КГБ СССР; ныне – Академия ФСБ РФ), которую уважали и высоко оценивали все спецслужбы мира. За 5 лет обучения слушатели большинства факультетов данного ВУЗа с более чем скромным названием получали в полном объеме фактическое академическое образование. Реально это – 3 (три) полных высших образования и одно средне-специальное (военное). А именно:
- высшее юридическое образование в объемах учебной программы и внеклассной работы Московского государственного университета им.М.Ломоносова (МГУ);
- высшее специальное образование (оперативно-розыскная и следственная работа, разведывательная и контрразведывательная деятельность), которое сравнимо по объемам и качеству с подготовкой в военных академиях бывшего Советского Союза;
- высшее языковое образование на уровне московских языковых вузов и Московского государственного института международных отношений (МГИМО).
В наибольшей степени данным критериям отвечал 2-й (контрразведывательный) факультет ВКШ. Это была самая настоящая кузница высококвалифицированных и высокообразованных кадров органов безопасности. Его выпускники пользовались повышенным спросом не только в контрразведывательных структурах, они были кадровой базой и для союзной разведки. Именно поэтому, второй факультет не зря называли самым престижным и элитным -- он заслуживал такого отношения и отбор туда был самым жестким.
К слову, попасть учиться в Высшую школу КГБ СССР вообще было очень сложно. Намного сложнее, чем в такой фактически закрытый для простых смертных элитно-корпоративный вуз, как МГИМО и ему подобные учебные заведения. Даже в МГУ. А на 2-й факультет ВКШ это было вообще проблематично, слишком многим высоким критериям и качествам должны были отвечать кандидаты!
Академия СБУ должна стать уникальным учебным заведением, готовящим уникальных выпускников – высококлассных специалистов широкого профиля с обязательной узкой специализацией по одному-двум контрразведывательным направлениям деятельности Службы безопасности. Они должны уметь получать знания самостоятельно и научиться передавать эти знания другим людям. Они должны научиться плодотворной работе не только в коллективе и под чьим-то руководством, они должны быть готовы к качественному выполнению своих профессиональных задач абсолютно автономно в любой сфере жизнедеятельности государства и общества, в мирное время и в чрезвычайных обстоятельствах, в незнакомой обстановке и в недружественном окружении. Покидая стены альма-матер, все выпускники должны быть готовы пуститься в одиночное плавание по просторам Украины под названием контрразведывательная деятельность.
Первый курс обучения курсантов Академии СБУ должен осуществляться в режиме «казарменного положения». Цель многогранна:
- Служба в СБУ приравнена к военной и освобождает граждан от прохождения срочной военной службы в войсках Министерства обороны Украины. Поэтому, первый год обучения параллельно должен сопровождаться получением курсантами полного курса войсковой службы и боевой подготовки. (За исключением тех курсантов, кто уже отслужил срочную службу. Их целесообразно было бы использовать в качестве командиров учебных групп, старшин курсов и т.д.)
- Развить у молодого поколения навыки и умения служить отечеству в условиях жесткой дисциплины, без чего невозможна оперативная деятельность, базирующаяся на строгих правилах конспирации.
- Привить курсантам навыки существования, всей жизнедеятельности в условиях «ограниченного пространства».
- Позволит выделить время для обучения вчерашних школьников навыкам самостоятельного получения необходимых знаний, для их закрепления и действительного получения реального образования, а также предоставит возможность посвятить свободное время для настоящего просвещения.
- Даст возможность и время руководству курсов и факультетов, профессорско-преподавательскому составу намного квалифицированнее изучать моральные, психологические и профессиональные качества курсантов, определять их профессиональную пригодность для работы в Службе безопасности, уточнять конкретные направления и участки контрразведывательной деятельности, на которых будущие выпускники смогут наиболее эффективнее и результативнее применять свои знания, способности и умения.
- Позволит своевременно избавляться от ненужного «балласта» -- отсеивать из Академии неспособных к обучению, не имеющих необходимых деловых качеств для оперативной деятельности, носителей морально-психологических качеств, препятствующих их работе в спецслужбе, своевременно, еще на самом раннем этапе проникновения в СБУ выявлять возможных «перспективных делегатов» иностранных разведок и организованного криминалитета.
В условиях, когда новая-старая политэлита Украины ликвидировала в специальных органах прослойку честных, неподкупных, высококлассных профессионалов и опытных специалистов, Служба безопасности очень нуждается в кадрах нового поколения. Ей нужны дистанцированные от политики, бизнеса и криминала настоящие /не псевдо-/ патриоты, специалисты-прагматики, которым не безразличны нужды отдельно взятого человека, не чужды интересы общества и государства. Страна ждет пополнение спецслужб именно такими государственниками, законниками и профессионалами с большой буквы.
Наука и образование, обучение и просвещение, самосовершенствование и оперативное мастерство, седой опыт старшего поколения и юные амбиции перспективной молодежи должны позитивно сосуществовать, глубоко взаимопроникать, тесно и плодотворно взаимодействовать, реально способствовать взаимному совершенствованию и росту.
Только так можно будет обеспечить поступательное движение в сторону позитивных перемен, гарантировать переход спецслужбы на высшую ступень развития.
Только так можно добиться не декларируемых, а реальных перемен к лучшему, реальный прогресс в деятельности СБУ.

* Следственное управление СБУ (также, как и следственные подразделения Генпрокуратуры) со временем должно быть передано в Национальное бюро расследований Украины. За Службой же безопасности на данном этапе исторического развития в полном объеме должны быть сохранены полномочия на оперативное и уголовно-процессуальное сопровождение и обеспечение уголовных дел, которые будет вести НБР. То есть, она должна пока что оставаться полноправным органом дознания.

* Национальное бюро расследований Украины должно иметь полное право на расследование всех видов должностных и общеуголовных преступлений, включая коррупцию и шпионаж, совершенных представителями центральных и региональных органов власти и управления, высшего судейского корпуса и руководства региональных судов, а также спецслужб и правоохранительных органов.
Искусственное сужение полномочий НБР исключительно расследованием коррупции выльется в очередную показушную компанию, политическую акцию и идеологический фарс, породит на свет очередную недееспособную, неэффективную и затратную государственную машину для ее последующего ручного использования в далеко неблагородных целях.
Коррупция, как и любое другое общественное явление, не появляется из ниоткуда и не может исчезнуть в никуда. Она также не может и существовать в «гордом одиночестве космического вакуума».
Коррупция природно, т.е. объективно и тесно связана с другими видами уголовных правонарушений. И бороться с этим явлением необходимо на всех фронтах правоохранительной деятельности в комплексе.
Кроме того, НБР должно иметь и собственные подразделения, призванные обеспечивать следствие качественным и эффективным оперативно-розыскным сопровождением, а также заниматься обеспечением жестких мер конспирации, секретности и безопасности участников следственного процесса.

* Служба безопасности Украины, конечно же, и далее должна оставаться закрытым учреждением. Это определяется ее статусом, специальными целями и задачами, которые стоят перед спецслужбой, специфическими формами, методами и средствами деятельности, а также требованиями конспирации. Но, в первую очередь она должна быть закрыта для любого негативного влияния и давления со стороны. Особенно со стороны разнообразных политических сил, разнокалиберного бизнеса и организованного преступного мира.
Только Закон во всех его проявлениях и есть та форма влияния, которая должна определять, регулировать и пронизывать все стороны жизнедеятельности Службы безопасности!
Кроме того, необходимо больше уделять внимания неформальной чистоте кадров. А для этого должны быть созданы непреодолимые барьеры для проникновения в Службу безопасности разнокалиберных и разной цветовой гаммы медиократов и бездарностей, аматоров и дилетантов, приспособленцев и любых попутчиков, а также проходимцев всех видов и разновидностей и просто дураков. И уж тем более, они ни при каких условиях не должны попадать на руководящие должности в учреждении, отвечающим за безопасность государства.
Сотрудникам же СБУ, других силовых структур и правоохранительных органов необходимо прививать иммунитет от непрофессионализма, правового нигилизма, телефонного и кулуарного права.
Требуется качественное и последовательное формирование у них общей, профессиональной и правовой культуры.

* Закон «О Службе безопасности Украины».
Закон «Об СБУ» в обязательном порядке должен быть пересмотрен, изменен и дополнен. С учетом происшедших значительных изменений в мире и существенных перемен в украинском обществе, других современных реалий. С целью совершенствования деятельности спецслужбы и повышения ее результативности. В целях создания эффективных преград для политизации СБУ, ее профессиональной деградации, «коммерциализации», «теневизации» и даже криминализации.
Кроме выше изложенных позитивных направлений в нем могли бы найти свое законное место и следующие важные моменты.
1. Создание эффективного управления спецслужбой требует проведения административно-кадровой реформы.
- На руководящие должности должны назначаться исключительно профессионалы, имеющие соответствующие знания, опыт и персональные значительные результаты (достижения) в оперативно-розыскной, контрразведывательной и следственной деятельности.
- Количество заместителей Председателя СБУ должно быть строго ограничено статьей Закона. Их число не должно превышать 3 человек.
- Законодательно должна быть определена и сфера компетенции конкретных заместителей главы спецслужбы.
- Полномочия ликвидированных должностей зампредов должны быть переданы непосредственно начальникам оперативных департаментов. При этом должна быть значительно повышена и их ответственность за принимаемые решения (и за бездеятельность).
- Назначения на руководящие должности должны быть достаточно прозрачными, а при необходимости осуществляться на конкурсной основе.
- Управленческий аппарат должен работать оперативно и эффективно, а для этого он не должен быть громоздким.
- Главной функцией помощника начальника подразделения от направления до департамента включительно должна быть оперативно-аналитическая (а не личного секретаря).
(На должности помощников должны назначаться самые опытные, успешные и перспективные работники, имеющие склонности как к оперативной, так и к аналитической работе. За должностью помощника направления и отдела должно закрепляться звание подполковника, а за помощником начальника управления и департамента – полковника. Это будет способствовать повышению дееспособности конкретных структур СБУ и закреплению в подразделениях наиболее талантливых сотрудников.)
2. Изменить ситуацию, при которой сегодня практически все решения принимают исключительно выше стоящие руководители.
- Должны быть четко расписаны юридические полномочия всех сотрудников, начиная от оперативного работника до Председателя СБУ, включительно.
- Должны быть существенно расширены права оперработника, для чего его необходимо обеспечить соответствующими ресурсами, в первую очередь информационными и материально-техническими. Как основное боевое звено в деятельности спецслужбы он должен иметь право принимать самостоятельные решения по большинству вопросов, связанных с выполнением профессиональных задач на вверенном ему участке обеспечения безопасности государства.
- Должно быть закреплено право каждого сотрудника, каждого руководителя на «самостоятельность мышления»: право на личное мнение, право на принятие собственных решений, право на свободу действий.
3. Исключить из деятельности спецслужбы ущербное и затратное дублирование функций как у отдельных работников, так и у целых подразделений.
- Оценка принадлежности конкретной проблемы должна осуществляться по следующим критериям: их отношении к внутренней или внешней безопасности государства, собственно к организованной преступности либо к объектам контрразведывательной защиты.
- Для работы по смежным и тесно переплетающимся проблемам должны создаваться временные контрразведывательные, оперативно-розыскные и оперативно-следственные группы.
4. Закон должен предусматривать создание ведомственной многоуровневой информационной системы с отработкой соответствующих уровней допуска и систем защиты. Это должны быть:
* Электронный учет всей поступающей корреспонденции;
* Информационная компьютерная база контрразведывательных данных;
* Информационная компьютерная база криминальных сведений;
* Электронный учет оперативно-розыскных дел;
* Электронный учет контрразведывательных дел;
* Электронный учет следственных дел;
* Электронный учет физических и юридических объектов заинтересованности спецслужбы;
* Иные информационные компьютерные базы данных.
- Законодательно определить приоритетное право контрразведки на использование общегосударственных и ведомственных информационных систем и баз.
- В пределах разумного предоставить расширенное право оперативным работникам на самостоятельное использование для решения профессиональных задач информационных систем, баз и оперативных учетов.
5. Расширение прав спецслужбы должно уравновешиваться ужесточением дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за незаконные деяния ее представителей и преступную бездеятельность.
- Скрупулезно должен быть выписан пункт закона об ответственности за необоснованные нарушения должностными и другими ответственными лицами СБУ конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
6. В законе должна быть прописана будущая (предстоящая) «демилитаризация» Службы безопасности:
- изменение военного статуса на цивильный;
- перевод сотрудников спецслужбы в ранг государственных служащих;
- законодательно закрепление за ними повышенного денежного содержания госслужащих и соответствующего пенсионного обеспечения (с обязательным его повышением параллельно с общегосударственными мероприятиями по увеличению зарплат и пенсий для населения Украины);
- сохранение для сотрудников СБУ всех положенных доплат, надбавок и льгот, связанных с секретностью, опасностью и другими особыми условиями деятельности;
- кроме государственных рангов и классов закрепить за оперативным составом и специальные звания, аналогичные военным;
- определить конкретные сроки «демилитаризации»;
- на переходный период перевести в статус государственных служащих всех без исключения сотрудников и руководителей неоперативных подразделений и структур СБУ.
7. В «Законе об СБУ» должно быть предусмотрено создание при гаранте Конституции или при высшем законодательным органе постоянно действующего органа, например, специализированной комиссии, наделенной специальными правами и полномочиями по рассмотрению любых вопросов, связанных с оперативно-розыскной и следственной деятельностью Службы безопасности Украины, кадровой и социальной работой в СБУ.
Предоставить право всем сотрудникам спецслужбы обращаться в указанную комиссию по любым спорным и проблемным вопросам, невзирая на требования конспирации и правила секретности, а также без предварительного информирования об этом своего непосредственного руководства.
Предусмотреть создание аналогичного органа (такой своеобразный «третейский суд») и в структуре самой СБУ.
8. В целях практической реализации «Закона об СБУ» должны быть скрупулезно прописаны:
- конкретные постоянные источники финансирования СБУ в процентах ВВП;
- источники финансирования отдельных программ СБУ за счет бюджетов других государственных министерств и ведомств для решения стоящих перед ними текущих задач и долгосрочных программ;
- государственные источники финансирования жилищной программы кредитования СБУ;
- действующий и эффективный механизм (структуры) контроля за деятельностью Службы безопасности Украины, за соблюдением ее сотрудниками основополагающих прав человека. В том числе и внутри самого ведомства.
«Нам кем-то высшим подвиг дан,
И спросит властно он отчета.
Трудись, пока не лег туман,
Смотри: лишь началась работа!»
(В.Я.Брюсов)
* * *
Примечание: Сама по себе реформа одной только Службы безопасности Украины не принесет положительного результата и ожидаемого эффекта в масштабах всего государства. На повестке дня стоит необходимость реформирования всех без исключения спецслужб, силовых ведомств и правоохранительных органов, а также судебной системы. Нужна срочная, системная, тотальная и кардинальная реформа всего государственного аппарата, приведение до цивилизованных норм всей законодательной базы Украины.
Одновременно с реформой госаппарата должны быть созданы действенные структуры и отработан эффективный механизм контроля за деятельностью и бездеятельностью всех ветвей власти, а также обеспечивающие качественную защиту имеющихся и быстрое восстановление нарушенных конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

* * *




"10" ноября 2010 г.
А.Г.Коробков

Комментарии  

 
+1 #1 Виктор-Виктор 24.05.2012 14:05
Вахидов Эльтон-житель города Днепропетровск, является связным звеном с коррупционными действиями Красногвардейск им РОВД, и с начальником рай.отдела Каменским,нач.уголовного дела,и нач.следствия.
Вахидов улаживает с этими людьми в погонах любые проблемы и даже убийства.
Посмотрите на Красногвардейск ий РОВД,Вахидов там хозяин,каждый день бегает по кабинетам начальников,и заносит взятки.Разве это не коррупция?Ведь в рай.отделе есть камеры наблюдения,где можно посмотреть с кем и когда общается Вахидов,и как ведет себя в милиции.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Последние комментарии

2008-2016 © защита прав - Портал потребителя "Глас Народа Украина". Все права защищены.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на http://glasnaroda.com.ua обязательна. При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка