Внимание! Если нужен результат, совет - консультация юриста или адвоката - зарегистрируйтесь и разместите новый материал в соответствующем разделе.
Не пишите свои отзывы и жалобы в комментариях к другим материалам.

“Аксиома давно назревшего реформирования СБУ и других институтов криминальной юстиции Украины – приговор окончательный и обжалованию не подлежит (в тезисах)”

“Аксиома давно назревшего реформирования СБУ и других институтов криминальной юстиции Украины – приговор окончательный и обжалованию не подлежит (в тезисах)”:

“Большинство моих «Аксиом», так или иначе, посвящено вопросам реформирования СБУ и других институтов криминальной юстиции Украины. Моя душа уже не одно десятилетие аж кричит о необходимости проведения реформ, но украинские реалии грубо опускают меня на нашу грешную землю, а «доброжелатели» в погонах, мундирах и мантиях в ответ еще и указывают на мое далеко не радужное место в этом мире. Они двадцать лет подряд целеустремленно пытаются уничтожить меня морально и материально, юридически и даже физически.

Современные институты криминальной юстиции Украины, где СБУ не является желанным исключением, славятся тем, что там беспросветно царят средневековое правоохранительное мракобесие, оперативный, процессуальный и даже криминальный беспредел, многолетняя преступная бездеятельность, классический саботаж, поразительное профессиональное невежество и тотальная коррупция. Поэтому, отечественные «Джеймсы Бонды», «Эдварды Гуверы», «Пинкертоны», «Зварычи» и прочие могильщики прав человека в погонах, мундирах и мантиях дальше кончика своего носа и собственных шкурных интересов ничего не видят. И видеть не желают.

Все указанные ведомства по состоянию на сегодняшний день являются громоздкими, неповоротливыми, инертными, малоэффективными, технологически отсталыми и затратными, а зачастую еще и ущербными в своей т.н. «теневой» деятельности. Они уже давно не служат интересам человека, общества и государства. Они фактически стоят на страже интересов олигархического капитала, политических конгломератов и даже организованного преступного мира. Да защищают свои собственные т.н. «корпоративные» интересы, далекие от законных. И этого не видит разве что слепой.

Уже настал тот критический момент, после которого не будет возврата к демократически ценностям. Силовые ведомства уже давно стали «государством в государстве». Манипулируемые деструктивными силами они уже сами стали определять внутреннюю и внешнюю политику государства, манипулируя властными структурами и обществом доступными им силами и средствами. Если не изменить эту ущербную ситуацию в корне, то Украину ждут «темные» времена, которые будут разрывать ее изнутри военными конфликтами и переворотами, маскируемыми под выражение общественных протестов в виде новых «народных майданов»

- Для начала надо привести в соответствие с демократическими изменениями и другими реалиями современности законодательство, регулирующее деятельность Службы безопасности Украины, других спецслужб и иных институтов криминальной юстиции страны. К процессу корректировки уже действующего законодательства и подготовки новых нормативных актов законодатели должны подходить исключительно на профессиональной основе, беспристрастно, аполитично и прагматично, прислушиваться к мнению настоящих профессионалов, а не к болтовне популистов, пустословов и дилетантов в погонах, мундирах и мантиях.  

- Реформы и реформирования спецслужб, других силовых ведомств и институтов криминальной юстиции страны должны быть взаимосвязаны, осуществляться комплексно и на системной основе. И подчинены они должны быть единой цели – создание современных, дееспособных и высокопрофессиональных государственных органов специального назначения, базовой задачей которых является защита интересов отдельно взятого человека, общества и государства (именно в такой последовательности!) в области внутренней и внешней, общественной и государственной безопасности Украины.  

- В законах и указах должна быть четко прописана сфера ответственности всех спецслужб, правоохранительных органов и других институтов криминальной юстиции страны. А также конкретизированы задачи, поле деятельности и ответственность за ошибки, халатность, незаконные деяния и преступную бездеятельность всех руководителей и сотрудников. По вертикали и по горизонтали внутри самих ведомств. Предметную конкретизацию деятельности целесообразно детально с немецкой педантичностью отразить в закрытых тематических блоках законодательных и других нормативных актов.

- Все институты криминальной юстиции должны быть лишены чрезмерно широких полномочий. В частности, базовыми функциями СБУ должны быть определены следующие: контрразведка, защита национальной государственности, борьба с терроризмом и кибербезопасность.

- После окончания реформирования силовых ведомств и переходного периода, в случае введения такового, в их деятельности должен быть исключен логически не оправданный параллелизм в работе.

- Дополнительные полномочия силовых ведомств на случай объявления чрезвычайных ситуаций, предвоенного состояния и военного положения должны быть заблаговременно и скрупулезно прописаны в соответствующих законодательных актах.

- После прекращения боевых действий на Донбассе и окончания переходного периода спецслужбы страны (разведывательные и контрразведывательные органы) должны быть лишены правоохранительных функций в процессуальной плоскости. Они не должны заниматься процессуальным расследованием преступлений в сфере национальной безопасности и не должны иметь своих следственных структур.

С этой целью, в частности, необходимо лишить СБУ процессуальных функций (ведение следствия) по примеру Федерального ведомства по охране конституции ФРГ (BfF – немецкая контрразведка, которая, к слову, вообще лишена полицейских полномочий и является сугубо гражданским федеральным учреждением). 

- Спецслужбы (разведывательные и контрразведывательные органы) должны заниматься обеспечением внешней и внутренней безопасности страны разведывательными и контрразведывательными методами, где базовым является сбор необходимой информации с использованием специальных средств и специфических форм деятельности. А также по поручению и под руководством Государственного бюро расследований Украины и судов осуществлять оперативно-розыскное обеспечение криминальных производств, относящихся к сфере их профессиональной ответственности.

- Конечной целью деятельности спецслужб и других силовых ведомств должны стать  выявление на ранних этапах, своевременное предупреждение и полная ликвидация последствий реализации в жизнь внутренних и внешних угроз для общественной и государственной безопасности. Из их деятельности категорически и навсегда должны быть исключены т.н. «производственные», т.е. количественные показатели работы. Которые являются  анахронизмом советской эпохи, но до сих пор применяются в качестве главного (а не вторичного, дополнительного) оценочного критерия. Результативность их деятельности должна оцениваться по уровню качества выполнения функциональных задач и  реального достижения конечных целей.

- Поступательно осуществить полную демилитаризацию СБУ и других спецслужб. Это означает, что все  разведывательные и контрразведывательные органы, иные спецслужбы, правоохранительные ведомства и другие институты криминальной юстиции страны со временем должны стать сугубо гражданскими (т.е. не военными) государственными структурами с присущим им специальным статусом.

Даже «Военная контрразведка» или «Служба контрразведывательной защиты МО» (суть не в названии), которая в будущем может появиться в составе Министерства обороны Украины, должна быть цивильной и подчиняться она должна, опять же, цивильному Министру обороны непосредственно (а в оперативном плане – СБУ). Только так можно будет достичь настоящей, а не декларируемой независимости и беспристрастности. Правда, за всеми спецслужбами и другими силовыми ведомствами надо обязательно сохранить право на специальные звания, идентичные военным. С учетом мирового опыта, исторических и национальных особенностей. За ними необходимо закрепить и льготы, соответствующие специфике профессиональной деятельности.

Исключением в сообществе цивильных спецслужб должно стать только Главное управление разведки Министерства обороны Украины. Оно должно оставаться сугубо военным.

- Структура и численность сотрудников спецслужб и других силовых ведомств должны быть оптимальными, научно обоснованными и проверенными на практике, отвечать требованиям и духу времени, учитывать позитивный опыт предыдущих поколений и наиболее эффективных спецслужб мира. Указанные критерии должны служить повышению эффективности деятельности спецслужб и ориентировать их личный состав на достижение конечного результата. Для чего, среди прочего, необходимо значительно повысить мотивацию труда сотрудников.

- Обеспеченность финансами (включая зарплату сотрудников) и материально-техническими ресурсами спецслужб и других силовых ведомств должна быть достаточной, точнее – достаточно высокой (и даже более, т.е. с запасом на непредвиденные операции в виде резервного фонда/бюджета) для того, чтобы они могли качественно выполнять поставленные перед ними задачи. Обеспечение должно отвечать имеющимся внутренним и внешним вызовам и угрозам, учитывать позитивный опыт предыдущих поколений и наиболее дееспособных специальных служб мира. Слабые, бедные и не эффективные спецслужбы затратны и бесполезны, т.к. не оправдывают своего содержания и не приносят ожидаемой полезной отдачи. Более того, они опасны для государства, общества и отдельно взятого человека.

- Для коллегиальных органов силовых ведомств, принимающих коллегиальные решения, обязательные к исполнению, должна быть введена и коллегиальная (или персонально-коллегиальная) ответственность за ошибки, халатность, незаконные акты (решения) и преступную бездеятельность. Это даст возможность искоренить коллективную безответственность и повысить качество работы коллегиальных органов.

- Отработать и законодательно закрепить реальные действующие механизмы профилактики, недопущения, выявления и борьбы с коррупцией внутри всех без исключения спецслужб и институтов криминальной (и не только) юстиции страны, которые должны стать составной частью общегосударственных мер по преодолению коррупции в Украине. Ныне же существующие ведомственные службы внутренней безопасности, призванные бороться с коррупцией, не оправдывают затрачиваемых на их содержание средств, потому что не справляются с поставленными перед ними задачами.

- Создать предохранители для недопущения использования СБУ и других силовых ведомств в политических целях, для решения экономических и криминальных вопросов третьими лицами и структурами.

- Спецслужбы и другие институты криминальной юстиции должны стать гарантированно аполитичными. Политика, политическая идеология и политическая пропаганда в современных силовых ведомствах должны быть запрещены однозначно. Они могут «присутствовать» там только в одной единственной форме – в полном их отсутствии.

- Кардинально изменить принципы и подходы внутриведомственной и общегосударственной кадровой политики. Она должна обеспечить подбор, изучение, обучение, специальную подготовку и прием на работу в СБУ и другие спецслужбы исключительно наилучших кандидатов, а также исключить проникновение туда случайных, непрофессиональных, криминально ориентированных и других деструктивных элементов, включая и агентов иностранных спецслужб.

- Разведывательной, контрразведывательной и правоохранительной деятельностью в Украине должны заниматься честные, порядочные, патриотически настроенные, прогрессивно мыслящие, высокообразованные, преданные общему делу, любящие свою профессию, пришедшие на службу в силовые ведомства по призванию профессионалы высокой квалификации с широким кругозором. Для которых права отдельно взятого человека превыше всего.

- На должность руководителей СВР, СБУ и других спецслужб должны назначаться не политики и прочие случайные люди, а высокоморальные профессионалы наивысшей квалификации, доказавшие свою ценность и дееспособность реальными делами и иными профессиональными достижениями.

- В настоящем правовом и демократическом государстве, к статусу которого стремится Украина, права и полномочия силовых ведомств, а также судебной системы должны находиться в состоянии здравого баланса с ответственностью за собственные ошибки, халатность, незаконные деяния и преступную бездеятельность.

- Спецслужбы страны, т.е. разведка и контрразведка, должны существовать в так называемом постоянно действующем боевом режиме при полной поддержке государства и общества. Но, не в режиме ожидания (в режиме боевого дежурства), как это происходит в армейских структурах, а в постоянном беспрерывном  действии, т.е. фактически – в состоянии войны. Они должны научиться смотреть за горизонт, заблаговременно фиксировать назревающие вызовы и угрозы, а не результаты ущерба от их проявлений, бороться не с последствиями преступной деятельности, а локализовывать и пресекать ее еще на стадии подготовки, заниматься эффективной профилактикой преступлений. А для этого они должны стать высокопрофессиональными, высокотехнологическими, мобильными и активными в вопросах реализации поставленных перед ними задач. 

- Базовыми приоритетами для новых реформированных силовых ведомств и судебного корпуса должны быть: высокий профессионализм, неподкупность и преданность своему делу, Закон и Право, Справедливость и Права человека!

- Не менее важным является проблема контроля, а точнее его отсутствия. Без создания эффективной системы контроля за деятельностью силовых структур ожидать положительного эффекта от их реформирования смешно и бессмысленно. При Верховной Раде Украины должны быть созданы специальные комитеты по надзору и контролю за деятельностью спецслужб (разведки и контрразведки), других силовых ведомств и правоохранительных органов. С широкими законодательно очерченными полномочиями. Например, по типу профильных парламентских комиссий в США.  Сотрудники же силовых государственных органов должны получить законное право в случае необходимости обращаться в данные комитеты без обязательного информирования своего руководства. При рассмотрении вопиющих фактов нарушения спецслужбами прав человека до этого процесса должны допускаться правозащитные и другие общественные организации.

- Любые новые прогрессивные начинания должны для начала созреть в сознании людей. Поэтому, необходимость осуществления реформы СБУ и других институтов криминальной юстиции должна найти понимание и поддержку не только в сознании всего общества, но и в сознании самих сотрудников силовых ведомств. Непонимание, с одной стороны, приведет к халатности и бездеятельности, неприятие – к саботажу и противодействию. С другой стороны, без понимания необходимости назревших изменений и без поддержки общества любые реформы обречены на провал. И наоборот: понимание и поддержка должны обеспечить успешность реформ. Поэтому, подготовительный этап должен сопровождаться качественной информационной и разъяснительной работой.

- Успешность реформ должна проявляться в следующем:

*  Повышение авторитета СБУ и других спецслужб у большинства граждан Украины.

* Повышение престижности профессии разведчика и контрразведчика, а также сотрудника иных специальных ведомств.

* Создание качественно новых, авторитетных, боеспособных и эффективных спецслужб. Спецслужб, которых будут уважать как в Украине, так и в других государствах, а реальный и потенциальный противник будет еще и бояться.

Однако, если сегодняшние реформы будут осуществляться так же «успешно», как и все предыдущие, то все это так и останется в области иллюзорных мечтаний и не реализованных намерений.

(Примечание. Более подробно данная тема раскрывается в следующем документе: “К ВОПРОСУ О РЕФОРМЕ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ ИЛИ ПОЗИТИВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ СБУ (Тезисы)” (Выписка  из  заявлений Президенту Украины  от  27.03.2010 г. и Председателю Верховной и Рады Украины от 14.09.2010 г. С дополнениями и изменениями на 05.09.2011г.). Обращение в АПУ, КМУ, ВРУ и СБУ Коробкова А.Г. от 06.09.2011 г, на 14 листах.)

(А.Г.Коробков)


Комментарии (1)

This comment was minimized by the moderator on the site

Дополнение:

- Должен быть создан эффективный институт (-ы) защиты прав сотрудников спецслужб и других силовых ведомств. Имеется в виду институт внесудебной защиты. Сегодня защитой прав сотрудников «призваны» заниматься существующие в них...

Дополнение:

- Должен быть создан эффективный институт (-ы) защиты прав сотрудников спецслужб и других силовых ведомств. Имеется в виду институт внесудебной защиты. Сегодня защитой прав сотрудников «призваны» заниматься существующие в них Офицерские собрания. На самом деле эти структуры данным благим делом давно не занимаются. Они аморфны, не эффективны, полностью зависимы от руководителей ведомств и действуют исключительно в русле тех указаний и рекомендаций, которые получают от своих реальных «боссов». Обозначенная болезненная тема в Украине абсолютно не изучена и не проработана, поэтому нет ни соответствующей концепции, ни конкретных предложений. А проблема назрела уже очень давно и ею необходимо заняться как можно быстрее. В любом случае, здесь пригодился бы полезный опыт защиты прав человека в погонах, который уже имеется, например, у полицейских профсоюзов в США.
(А.Г.Коробков)

Подробнее
Пока нет комментариев

Оставьте свой комментарий

  1. Комментарий от гостя.
    ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ или ВОЙДИТЕ в свой аккаунт, чтобы разместить комментарий от своего имени.
Вложения (0 / 3)
Share Your Location